» » » Неокончательный полуотказ

Неокончательный полуотказ

9-09-2017, 21:20

Поведение Парижа может подорвать позиции Франции как экспортера оружия
Неокончательный полуотказ

Российско-французский контракт на поставку двух универсальных десантных кораблей типа Мистраль для ВМФ России постоянно служил объектом критики со стороны партнеров Франции по НАТО. С самого начала украинского кризиса 2014 года эта критика резко усилилась. Не желая портить отношения ни с одной из сторон, Париж, однако, откладывает принятие окончательного решения о судьбе 1,2-миллиардного контракта.


У меня есть посылка для вашего мальчика

Первый из двух заказанных кораблей, «Владивосток», заложенный в 2012 году, по условиям контракта должен прийти в Россию в ноябре 2014 года. Корабль строится в кооперации российской и французской промышленности: кормовую часть корабля строил Балтийский завод в Санкт-Петербурге (в общей сложности на долю российской промышленности пришлось 20 процентов стоимости корабля), строительство носовой части, стыковку и окончательную сборку осуществляет верфь STX France в Сен-Назере.


В начале марта 2014 года Владивосток вышел на заводские ходовые испытания, в июне в Сен-Назер прибыли российские моряки — члены экипажа строящегося УДК, которым предстоит пройти курс обучения и привести корабль в Россию после того, как он будет сдан. Второй корабль — «Севастополь» — пока находится на стапеле. Его спуск на воду запланирован на середину октября 2014 года, а сдача заказчику — в ноябре 2015. Оба корабля при этом должны будут пройти в России дообрудование: вооружение и ряд бортовых систем российского производства предполагается установить уже после приемки УДК от производителя.


Неокончательный полуотказ

УДК «Владивосток» перед спуском на воду

При этом российская доля во втором корабле должна вырасти до 40 процентов. Рост локализации был заложен в условия подписанного в 2011 году контракта, опцион к которому предполагает строительство третьего и четвертого кораблей серии уже в России с французской технической помощью.


Строительство кораблей сопровождалось рядом проблем, в частности, Франция неоднократно задерживала передачу чертежей и спецификаций на ряд узлов, которые должны были быть изготовлены в России, тем не менее, кормовую часть Владивостока удалось сдать в срок, а «Севастополя» — с относительно небольшим превышением срока. Оба раза приемка российской части работы прошла без замечаний.


Но я вам ее не отдам

3 сентября 2014 года СМИ со ссылкой на AFP сообщили о том, что Елисейский дворец принял решение отложить поставку в Россию первого корабля, под предлогом того, что для этого «не созданы необходимые условия». Отказ от выполнения договоренностей в Париже увязали с ситуацией на востоке Украины. Как отметил Олланд, сообщения о договоренностях по прекращению огня в зоне конфликта между силовиками и ополченцами Донбасса, еще должны быть «подтверждены и реализованы на практике». В связи с этим на данный момент Франция не считает возможным поставку первого военного корабля, говорится в заявлении Елисейского дворца.


Неокончательный полуотказ

Спуск на воду кормовой части УДК «Севастополь»

Франция, как и многие другие страны — члены НАТО, обвиняет Россию том, что ее действия «противоречат основным принципам безопасности в Европе». При этом пресс-служба НАТО сообщила, что Альянс не оказывал давления на Францию при принятии этого решения. Вместе с тем, заявления о недопустимости российско-французской сделки звучали с самого момента заключения контракта, а уже в 2014 году об этом говорили политики ряда стран-лидеров НАТО, включая Великобританию и США.


Слухи о возможном разрыве контракта обсуждались всю весну 2014 года. В мае 2014 появились сообщения о том, что Франция гарантирует России исполнение контракта несмотря на точку зрения США. Несколькими днями ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров указал на возможность применения штрафных санкций в отношении Франции, в случае, если контракт не будет исполнен. Размер штрафных санкций официально не назывался, но сообщается, что он может быть близок к цене контракта. В итоге, в случае если Франция действительно пойдет на разрыв соглашения, суммарные убытки, с учетом необходимости вернуть уже полученные средства, лишиться оставшихся взносов, выплатить неустойку, и обеспечить пособия сокращаемым рабочим верфи могут составить около 2,5 миллиарда евро. Разумеется, возможен и вариант отказа французской стороны от выплаты этих средств, но он чреват исключительно большими проблемами уже для французского бизнеса в России, располагающего здесь серьезной собственностью, и на политической карьере тех, кто примет подобное решение, скорее всего, можно будет поставить крест.


В России на французские заявления отреагировали достаточно индифферентно. «Конечно, это неприятно и накладывает определенную напряженность во взаимодействии с французскими партнерами, но отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения», — заявил курирующий вопросы гособоронзаказа заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.


Материалы по теме
09:27 27 июля 2014

Неокончательный полуотказ


Океанский разворот
Как изменится направление развития ВМФ России?

Подобная реакция обуславливается как политической мотивированностью контракта, заключенного в период министерства Анатолия Сердюкова при президенте Дмитрии Медведеве, так и тем, что в складывающейся политической обстановке универсальные десантные корабли становятся для ВМФ России второстепенными единицами. В определенной мере это говорит о проблемах с определением долгосрочных потребностей ВМФ и параметров судостроительных программ, но вместе с тем облегчает понимание того, что в ключевых для безопасности военных программах Россия не должна зависеть от состояния отношений с Западом.


Цена репутации

Очевидно, риски разрыва контракта понимают и во Франции, поэтому практически сразу после заявления о приостановке передачи корабля, последовали сообщения о том, что это заявление не означает разрыв контракта. Сначала о том, что контракт остается в силе, со ссылкой «на неназванный источник близкий к строительству кораблей», сообщил ИТАР-ТАСС. Затем та же информация была подтверждена уже со ссылкой на пресс-службу Елисейского дворца.


Говоря о рисках для Франции необходимо отметить еще и репутационные издержки для этой страны, как для поставщика современных систем вооружения на рынках вне круга стран-членов НАТО и их ближайших партнеров, таких, как Австралия, Япония и ряд других. В свое время на репутации Франции серьезно сказалось ее поведение в ходе Фолклендской войны 1982 года, когда Париж отказался от дальнейших поставок в Аргентину противокорабельных ракет Exoset, и в ходе войны в Персидском заливе 1991 года, когда Франция передала Вашингтону детальную информацию о возможностях находившихся на вооружении Ирака систем ПВО и истребителей французского производства.


Материалы по теме
08:52 19 августа 2014

Неокончательный полуотказ


«Лучший стимул трудно придумать»
Заместитель председателя ВПК Олег Бочкарев о развитии оборонки в условиях санкций

Подобная верность Франции своим партнерским отношениям и союзническим обязательствам на Западе, безусловно,, понятна и объяснима, однако эта же верность может крайне негативно сказаться на репутации Франции как поставщика вооружения у руководства стран, стремящихся проводить независимую от мнения Запада политику. Возможности России, регулярно конкурирующей с Францией в различных оружейных тендерах по всему миру, напротив, могут серьезно возрасти. Возможные убытки/упущенную прибыль в этом случае трудно даже прогнозировать, но в перспективе 10-15 лет они могут исчисляться многими миллиардами евро.


Не в первый раз

Политические проблемы с исполнением заключенных с иностранными партнерами контрактов на поставку боевых кораблей для ВМФ России возникают в отечественной истории не впервые. Об одном из подобных эпизодов «Ленте.Ру» рассказал историк ВМФ Николай Манвелов, консультант российского военно-исторического общества: После Крымской войны ведущие морские державы — Англия и Франция — приступили к постройке броненосных кораблей. О таких кораблях задумались и в России, под впечатлением от действий французских плавучих бронированных батарей (еще несамоходных) против русской крепости Кинбурн на Черном море. В силу недостаточной развитости отечественной металлургической и судостроительной промышленности, первый подобный корабль, получивший соответствующее имя — «Первенец» было решено заказать за границей, на лондонской верфи Thames Iron Works. Броненосец оснастили тысячесильной паровой машиной и вооружили 26 60-фунтовыми орудиями. Заказ корабля на лондонской верфи, однако, был сопряжен с определенным политическим риском: отношения России и Великобритании, которая была одним из лидеров антироссийской коалиции в ходе Крымской войны, были отнюдь не безоблачными. Более того, во время этой войны в Англии уже конфисковали заложенные по заказу российского флота два винтовых корвета.


Неокончательный полуотказ

Броненосец «Первенец»

В 1863 году отношения России и западноевропейских держав вновь ухудшились: начавшийся зимой 1863 года мятеж в Польше вызвал живейшее сочувствие на Западе, и многие всерьез ждали, что дело дойдет до пушек. В июле 1863 года «Первенец» был спущен на воду и к этому моменту в Англию был направлен российский винтовой фрегат «Генерал-Адмирал». Перед его командиром, капитаном 1 ранга Василием Стеценко, стояла задача привести «Первенца» в Россию, в каком бы состоянии тот не находился. В июле-августе 1863 года плавучая батарея, на которой еще не была установлена паровая машина, была отбуксирована в Россию, а по ее образцу были построены еще два корабля — «Не тронь меня» и «Кремль», ставшие, таким образом, первыми броненосными кораблями российского флота. Разорвали бы англичане контракт, в случае если бы руководство российского императорского флота промедлило с решением о выводе корабля — остается только гадать.


***


На самом деле, основная проблема данной ситуации заключается отнюдь не в контракте на поставку «Мистралей» и его возможном неисполнении. Проблема заключается в том, что трения соответствующего рода возникают при всяком столкновении интересов России и Запада, независимо от того, находится у власти «авторитарный консерватор» Владимир Путин или «либеральный реформатор» Александр II. Независимо от того, каких взглядов на политическое устройство страны придерживается очередной ее руководитель, хорошие отношения с Западом могут быть обеспечены только в двух случаях: или Россия действует в фарватере очередного лидера западного мира, пусть даже в ущерб собственным интересам как в Первую Мировую войну, или интересы обеих сторон совпадают перед лицом очевидной общей угрозы — как во время Второй Мировой.


Во всех остальных случаях любой возможный рычаг будет использован — будь то угроза отсечения России от рынка хай-тека в очередной волне санкций или возможный разрыв контракта на поставку кораблей для ее военно-морского флота. Говорить о возможных поисках компромисса можно долго, но главный вывод должен заключаться в жизненной необходимости выстроить альтернативную схему технологического и военно-технического сотрудничества: наличие такой альтернативы позволит, как минимум, не поступаться жизненно важными интересами под внешним давлением. Создание такой системы очевидно крайне затруднительно, но вместе с тем вполне реально: Ни Китаю, ни Индии, ни лидерам Латинской Америки, ни ряду других стран, включая, например, Иран, Турцию, Израиль, ЮАР, и ряд других государств с соответствующими возможностями и амбициями, вечная благосклонность Запада отнюдь не гарантирована.



Илья Крамник

 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: