» » В РАН заявили о негласных санкциях против ученых

В РАН заявили о негласных санкциях против ученых

25-09-2017, 04:25

В РАН заявили о негласных санкциях против ученых

Российские ученые столкнулись с трудностями в публикации своих трудов в ведущих научных изданиях Европы и США. Сами ученые связывают негласный запрет с санкциями, введенными против России, пишут в пятницу, 12 сентября, «Известия».

Хуже всего ситуация сложилась у сотрудников Института проблем химической физики (ИПХФ) РАН. Как рассказал ведущий научный сотрудник Института Павел Трошин, если раньше статьи направлялись рецензентам для принятия решения о публикации, то теперь, как и в 2008 году после войны в Южной Осетии, основные зарубежные издательства сразу направляют российским ученым отказ.

«В отказе пишут, что к ним приходит много статей и отбор, дескать, очень жесткий. Но у меня было больше сотни публикаций с 2009 по 2013 год — и ни одного письма, а сейчас за три последних месяца уже 6–7 писем с отказами, последнее пришло две недели назад. При этом часть статей написаны совместно с зарубежными учеными», — отметил Трошин.

Аналогичную жалобу высказали коллеги Трошина из ИПХФ. Как сообщил главный научный сотрудник Института Сергей Чапышев, зачастую статьи отклоняются по формальным признакам. Кроме того, по данным «Известий», нередко отказ идет на основании несоответствия публикаций рейтингу, рассчитываемому из среднего показателя цитируемости издания за год. В такой практике замечены журналы крупнейших издательств Европы и США, таких как Wiley (Biophysical Chemistry, Chemical Physics Letters, Journal of America Chemical Society), RSC (Chemical Communications), Elsevier (Tetrahedron letters) и ASC (Organometallics).

Тенденцию подтвердили газете и в российских естественно-научных журналах. Заведующая редакцией научного журнала Mendeleev Communications Ирина Махова рассказала, что у издания сложились непростые отношения с зарубежным партнером — издательством Elsevier.

В Минобрнауки, впрочем, с выводами ученых не согласились. По мнению пресс-службы ведомства, рост числа отказов в публикациях связан с увеличением числа трудов, направляемых учеными в преддверие отчетного периода перед Федеральным агентством по науке.