» » Биологи описали происходящее в мозгу самок до и во время совокупления

Биологи описали происходящее в мозгу самок до и во время совокупления

27-09-2018, 19:20

Биологи описали происходящее в мозгу самок до и во время совокупления

До сих пор ученые плохо представляют себе, какие процессы запускаются в мозге при выборе сексуального партнера, и насколько сильно они различаются у женщин и мужчин. На людях эти процессы изучать сложно, однако организм мух-дрозофил может скрывать в себе базовые механизмы, работающие и на более высоких «ветвях» древа эволюции. О своих открытиях ученые рассказали на страницах журналов Neuron and Current Biology.

Исследователей сексуального поведения животных больше всего интересовало, как самцы «обольщают» самок и совокупляются с ними. Однако последнее слово в спаривании остается за самками: они решают, уступить ли ухаживаниям. Ученые обнаружили в мозгу особей женского пола две небольшие группы нейронов, «включающих» согласие на копуляцию в зависимости от «качества» феромонов и песен самца. С точки зрения генетики эти нейроны отличаются от клеток, управляющих сложными действиями самца во время ритуала ухаживания.

Авторы другого исследования узнали: чтобы остановить полет и так подпустить к себе самца, мухе необходима группа нейронов в брюшном нервном стволе (Abdominal-B). Когда эти клетки отключены, самка игнорирует ухаживания партнера и продолжает летать, а при их включении резко останавливается. «Ухаживание — это дуэт: самец и самка перебрасываются сигналами, пока не дойдут до точки совокупления. Остановка для контакта с самцом (вместо того, чтобы убегать от него) — это ключевой эпизод поведения особей женского пола. Привязав конкретную группу нейронов к этой реакции, мы поймем, как у самок функционируют нейрофизиологические механизмы спаривания», — рассказывает ведущий автор статьи Дженнифер Басселл (Jennifer Bussell).

Авторы третьей статьи изучили работу небольшого белка, так называемого секс-пептида, который попадает в организм самки вместе со спермой, и затем обнаруживается сенсорными нейронами матки. Секс-пептид меняет поведение самки: примерно десять дней она воздерживается от половых контактов. Биологи проследили, куда нейроны матки посылают свои сигналы — на участок мозга, по своим функциям аналогичный гипоталамусу. Именно последний отвечает за половую восприимчивость (течку) у позвоночных. Эти зоны мозга связывают нервную систему с эндокринной (гормональной). Возможно, теперь биологам удастся описать единый механизм половой восприимчивости у беспозвоночных и более эволюционно «продвинутых» существ.