Трудно быть копрофилом
Екатеринбург, Февраль 28 (Новый Регион) – Со вчерашнего дня в российском кинопрокате стартовал показ долгожданного реквиема Алексея Германа – экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Этого фильма ждали не одно десятилетие, и вот, через год после ухода режиссера в мир иной фильм вышел на экраны. «Гул затих – я вышел на подмостки…» – цитирует Пастернака главный персонаж фильма дон Румата. Режиссер Алексей Герман-старший внес огромный вклад в отечественное киноискусство. Такие его фильмы, как «Проверка на дорогах», «20 дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин» трудно переоценить. Все соображения, изложенные ниже, касаются только фильма «Трудно быть богом» и являются личной точкой зрения авторов. Певец говна и гноя Алексей Герман Автор: Максим Бородин Одними из первых запомнившихся мне попыток показать «грязное средневековье» были «Храброе сердце» и «Королева Марго». В каждом из этих киношедевров присутствовала своя искорка, эдакий месседж, направленный на зрителя, где шокирующая картина была только методом, чтобы показать зрителю повседневность восприятия резни темных веков. В «Храбром сердце» мясорубки батальных сцен компенсировались великолепным саундтреком Джеймса Хорнера и героикой, самопожертвованием главных героев. В «Королеве Марго» мы сквозь кровавый сумрак ночи длинных ножей наблюдали личную трагедию героини Изабель Аджани, потерявшей любимого.И тут появился гений отечественного кино Алексей Герман. Замахнулся на «Трудно быть Богом» Стругацких. Замахнулся, хлестнув зрителя тошнотворным зрелищем, и... скатился в тривиальность и пошлость. Практически весь фильм мы наблюдаем дона Румату – героя Леонида Ярмольника, который на протяжении всего трехчасового повествования занимается унижением самого себя и окружающих. Он практически не говорит. Самые яркие фразы, что мы слышим от, без шуток, великолепного актера, – «Заткнись!» или «Пшел вон!». Возможно, авторская концепция должна была раскрыть личность героя. Возможно. Если так, то не вышло. Мы видим Румату, месящего сапогами грязь и дерьмо, – возможно, для фильма специально закупали нечистоты из вокзальных туалетов. Румату, без устали пинающего ногами беззубо щерящихся персонажей бэкграунда на фоне виселицы, – каждый кадр смачно сдобрен сочащейся грязью. Он разговаривает с висельниками – книгочеями Стругацких, в мире Арканара находящихся вне закона. Если это и была трагедия прогрессора с Земли, не имеющего право убивать, вмешиваясь в исторический процесс чужой планеты, то показана она была весьма феерично. Разговаривая с трупами, Ярмольник произносил весьма содержательные монологи: «И ты здесь, а ведь был самый умный», «И ты здесь, о как». Реплики чертовски содержательно и филигранно раскрывают личность героя. Совсем забыл. В каждом кадре обязательно присутствует какой-нибудь деградант Арканара, что-нибудь пьющий, напоминающее содержимое опять-таки вокзальных клозетов, обильно орошающее его физиономию. Не отстает и дон Румата, рутинно размазывающий грязь по лицу. Мы не видим сюжетной линии Стругацких. Не читавший книгу зритель ничего не поймет. Кроме непонятных картин с отрубленными головами детей, пытками, женщиной с андрогинными телесами, зачем-то с готовностью подставляющей Румате обнаженный морщинистый зад. И идиотскими крупными планами оператора, видимо, призванными подчеркнуть субъективность камеры, как бы представляющей глаза стороннего наблюдателя. Намеренно дерганые наезды же создают впечатление низкого профессионализма, а не авторской концепции. Когда я увидел мужской пенис, сочащийся мочой, я почему-то решил, что этот фильм не для меня. Осилил ровно два часа бессюжетных съемок грязи и дерьма и решил, что песни говна и гноя не входят в любимый мной кинорепертуар. Если бы мне хотелось погрузиться в романтику сортиров, я бы не стал платить деньги за билет на «Трудно быть богом», а спокойно понаблюдал бы за буднями вокзальных бомжей. Извините, но это без меня. Надел пальто. Накинул на плечо сумку. Покинул зал. Богом можешь ты не быть, но человеком быть обязан Автор: Евгения Вирачева Демарш сентиментального коллеги не только не ослабил, но и укрепил мой дзен. Ибо тут как на войне – убили командира, встал на его место и воюй. К тому же, моему мысленному взору представились укоризненно качающие головами поколения кинокритиков, прошлые и настоящие. А один, лысый, так и вовсе прицелился холодным взглядом из-под очков прямо мне в переносицу и к креслу придавил. Пришлось смотреть.Первая мысль на просмотре – похоже, мне придется заново читать неосиленный еще в детстве оригинал, дабы хоть что-то понять в логике повествования. Ибо иначе в тошнотворном мелькании уродливых беззубых средневековых рож не понятно ничего. Кроме одного слова – дерьмо. Дерьмом пропитана вся картина. По дерьму ходят, в нем валяются, его жрут, им умываются. И только дон Румата – высокий, красивый и в белых штанах, хотя тоже по колено в дерьме. Кстати, бицепсы Ярмольнику нарастили отменные, с голым торсом не хуже иных гарантов смотрится. Второстепенных персонажей Герман изрядно подсократил. «Вор в законе» Вага-Колесо оказался не нужен. Лучший друг барон Пампа кроме жирного пуза не запомнился ничем. Тема главной героини также сведена к минимуму. Главным персонажем фильма с огромным отрывом является дерьмо. Появляются, правда, и другие интересные режиссерские находки. Например, секунд 10 показывают крупным планом мужской половой орган осла в возбужденном состоянии. Художественное вываливание кишок из распоротого живота как будто на голову зрителю тоже меня порадовало и заставило застенчиво прикрыть свои девичьи очи ладошкой. Когтистая перчатка дона Руматы тоже смутила – я ее явно где-то видела. Потом признала: это ж с нее благородный Исилдур отцовским мечом известное кольцо Саурона срубил. Только вот он тоже плохо кончил – потому что богом быть, ясное дело, трудно, но некоторым все равно хочется. Эту перчатку, люди говорят, еще на комдиве Котове видели. А затем в фильме пошло дежавю, как в последних новостях из ближнего зарубежья. Кто кого режет, неясно, кругом – кишки, трупы, кровь, но зато, как следует из отдельных пресс-релизов, Арканар уже окончательно и бесповоротно свободен и пахнет соответствующим воздухом. По картинке, правда, этого не скажешь – то же самое, только распоротых животов добавилось. От чего свободен Арканар? Почему свободен Арканар? Птица-сиу, которую никто не видел, куда несешься ты? Не дает ответа… (с) …А богом быть – трудно, ага. Особенно когда «народишко не тот попался». А нынешним «творцам» почему-то народ достается всегда по определению негодный. Вот, пожалуй, главный посыл и книги, и фильма. Но нет худа без добра. Вышла я из кинотеатра, огляделась – и была готова кричать, как в том известном анекдоте про уставших патологоанатома и проктолога: «Люди! Живые люди!» и «Лица! Настоящие лица!». Если посыл режиссера был именно в этом – он, безусловно, удался. Информационное агентство «www.blogofdream.ru» Россия - www.blogofdream.ru |