» » » Большие проблемы маленькой республики

Большие проблемы маленькой республики

9-10-2018, 17:43

Социально-экономическое развитие Ингушетии находится под угрозой срыва
Большие проблемы маленькой республики

Прокурорская проверка в Ингушетии, выявившая ряд грубых нарушений при использовании бюджетных средств, вновь ставит вопрос о состоянии государственной власти в республике. Нецелевое расходование средств и коррупция являются лишь внешним выражением критических проблем, угрожающих стабильности в Ингушетии и на Кавказе в целом.


О результатах проверки сообщила газета «Известия». Проводившее ее управление Генеральной прокуратуры по Северо-Кавказскому федеральному округу выявило ряд грубых нарушений при использовании бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».


Строительство и медицина

Программа предусматривает финансирование региона в размере 32,2 миллиарда рублей, из которых более 29 миллиардов поступают из федерального бюджета. Кроме того, в республику поступают средства по ФЦП «Юг России», которая в 2013-2014 годах предусматривала общее финансирование республик Северного Кавказа в размере 11 миллиардов рублей. На период 2014-2020 годов объем финансирования увеличен до 189 миллиардов рублей.


Между тем консолидированный бюджет Ингушетии в 2013 году составил около 20 миллиардов рублей, из них более 17 миллиардов — дотации федерального бюджета. Объем собственных доходов в 2013 году составил около 2,3 миллиарда рублей, причем план сбора налогов был превышен на 6,7 процента.


Значительная часть расходов приходилась на капитальное строительство, включающее как промышленные объекты, так и социальные, в том числе онкодиспансер и общежитие для школы-интерната.


Особых успехов программа не достигла. Освоение 951 миллиона рублей на строительстве инфраструктурного кластера по добыче сырья для стеклянной тары, которую планировалось поставлять на завод, и развитие инфраструктуры завода по розливу минеральной воды так и не дало республике готового промышленного объекта, для завершения которого оказались нужны дополнительные средства. Сорваны и сроки строительства ряда других проектов. При этом делегация Минрегионразвития во время своей недавней поездки по Ингушетии не выявила каких-либо недочетов в строительстве стекольного завода. «Представители Минрегионразвития остались довольны проделанной министерством строительства Ингушетии работой и отметили, что темпы развития Ингушетии соответствуют планам ФЦП», — сказано на официальной интернет-странице ингушского Минстроя от 28 апреля.


Большие проблемы маленькой республики


Затягивание сроков и перерасход средств характерны и для других проектов, включая упомянутый выше онкодиспансер, срок сдачи которого отстает от графика уже почти на год. В июне 2013 года сообщалось, что строительство онкодиспансера стоимостью 1,4 миллиарда рублей выполнено на 80 процентов. Планировалось, что новое медицинское учреждение будет оснащено высокотехнологичным медицинским оборудованием, которое позволит обеспечить раннюю диагностику онкологических заболеваний, проводить лучевое лечение больных и снизить смертность.


Специализированное общежитие на 240 мест для школы-интерната тоже существует только на бумаге. Изначально рассчитывалось сдать объект еще в конце октября 2013 года.


Последствия искусственного питания

Называя вещи своими именами, можно признать, что федеральное финансирование строительства новых объектов в Ингушетии, равно как и в других северо-кавказских регионах, превратилось в своеобразную форму материальной поддержки проблемных в экономическом отношении регионов. Так, дотируемая на 90 процентов Ингушетия находится на одном из последних мест в России по объему валового регионального продукта — 32 миллиарда рублей в 2013 году, около 70 тысяч рублей на душу населения за год.


Эти показатели объясняют высочайший уровень безработицы — более 55 процентов — и крайне слабую обеспеченность населения социальными услугами. На этом фоне выделяются крайне низкие показатели преступности — наряду с Чечней и Дагестаном Ингушетия входит в число самых малокриминальных регионов: 2,7 преступления в год на 1000 жителей в Ингушетии (2,3 в Дагестане и 1,9 в Чечне). Эта странная статистика, однако, достаточно легко объяснима. Во-первых, особенности функционирования правоохранительной системы на Северном Кавказе влекут за собой немалое количество скрытых преступлений, не попадающих в криминальную статистику, во-вторых, значительный объем правонарушений совершаемых выходцами из северо-кавказских регионов в других субъектах Федерации, пополняет статистику этих субъектов.


Главной проблемой Ингушетии и всего Кавказа остается сохранение в республиках родового уклада, который влечет за собой специфический подход к организации управления и распределению денежных средств. При этом даже выявленные правонарушения не всегда влекут за собой соответствующие жесткие санкции. Наличие этой проблемы признают и в самой республике.


При этом ситуация отягчается высокой террористической опасностью. Достаточно серьезные бандгруппы в Ингушетии выявляются регулярно. Так, очередная группа из семи человек была ликвидирована 24 мая в селе Сагопши Малгобекского района. Вместе с тем свести причины возникновения бандформирований только к пресловутому «исламскому терроризму» нельзя. В условиях Северного Кавказа, и Ингушетия не исключение, бандформирования подпитываются за счет неблагоприятной экономической обстановки и используются некоторыми представителями местных элит как инструмент внутренней политики.


Комплексное решение описанных проблем республики возможно, однако экономические меры должны сочетаться с серьезными кадровыми решениями, которые повысили бы прозрачность расходов и обеспечили персональную ответственность в случае злоупотреблений. Вместе с тем необходимо избежать соблазна прямого управления республикой со стороны федерального центра. Оно, прежде всего при неизбежных ошибках в распределении благ и ответственности, также может вызвать серьезное противодействие со стороны региональных элит, чреватое большими проблемами, особенно в свете упомянутых сложностей с функционированием местных правоохранительных органов. Рисковать же очередным кавказским конфликтом с вполне вероятным обострением в виде активности бандподполья Москва сегодня не будет.


Однако не все так мрачно. Главе республики Юнус-Беку Евкурову вручили недавно Международную транспортную премию «Золотая колесница» в номинации «За вклад в развитие отрасли». Таким образом общественность отметила успешное развитие транспортной инфраструктуры в регионе. Кроме того, Ингушетия вошла в топ-10 регионов России по реализации майских указов президента Владимира Путина в социальной сфере.



Илья Крамник
Анастасия Кислякова

 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: