Что будет с Майданом, или почему художник Борис Егиазарян перестал писать картины
За полтора месяца до смерти у Сергея Нигояна, погибшего на улице Грушевского в ночь на 22 января, появился друг. Когда юноша стоял с флагом Армении у Лядских ворот на Майдане, кто-то из активистов окликнул его: «Спускайся, земляк пришёл!» Сергей спрыгнул Из темноты — был глубокий вечер — выступил немолодой, но по-спортивному подвижный человек. «Я Борис», — представился незнакомец. Глаза, борода и акцент — армянские. Борис обнял Сергея, коснулся рукой его бороды — познакомились. Вначале говорили на русском, потом перешли на армянский. Старший что-то объяснял, младший слушал. Борис может рассказывать о Сергее долго, то опуская, то поднимая тёмно-карие глаза: — Он был открытый, как ребёнок,— мой собеседник складывает руки лодочкой и смотрит в пустые ладони. — Как сына потерял. Надо знать Бориса, чтобы понять глубину этих слов. "Око сердца" Знакомство Когда я увидел его в первый раз, испугался. 1995 год, зима, Киев, Дом профсоюзов, второй этаж, любительская художественная галерея. Из посетителей — никого, из обслуживающего персонала — я, студент и по совместительству арт-менеджер. Сидел за столом, имитировал занятость. Лицо кавказской национальности в чёрном пальто быстрым шагом приближалось. Я уже приготовил фразу: «Мы неприбыльная организация, мы…». — Здравствуй, дорогой, — тихим голосом с акцентом сказало «лицо», короткая стриженая борода улыбнулась, чёрные глаза блеснули. Оказалось, художник. Борис показывал фотографии своих работ. Глядя на карточки с абстрактным наивом, я пытался понять: умеет ли этот человек рисовать? Подкупило другое: у него были сигареты. Я достал пепельницу и стрельнул у него парочку. В блокноте записал имя: «Борис Егиазарян». Когда Борис ушёл, початая пачка сигарет осталась на столе. Впоследствии он всегда забывал сигареты, чуть позже я понял, что это не забывчивость. Бориса знали все художники. Коллеги гордились дружбой с Егиазаряном и гадостей за глаза не рассказывали, что для творческой среды нетипично. Секрет такого отношения стал понятен позже: Борис сам никогда плохо о людях не говорил. — Если о плохом человеке сказать плохо, он станет ещё хуже, — проповедовал Борис, жестикулируя. — А если сказать хорошо, то он, может быть, станет лучше. Художники поговаривали о загадочном прошлом Егиазаряна. Мол, был и в тюрьме, и на войне. Признанные мастера называли его Борис. Молодые творцы фамильярно звали Борей: «Мы с Борей». Давали понять, что на короткой ноге. Время от времени Бориса забирали в милицию «на предмет выяснения» — паспорт он с собой не носил. Дело обычно заканчивалось тем, что примерно через час у милицейского участка останавливались две иномарки: в одной приезжал атташе по культуре посольства Армении, в другой сидела жена Ирина. Милиционер отдавал честь и провожал Бориса с извинениями, тот отвечал: По паспорту ему тогда было около сорока, но, несмотря на бороду и две резких морщины, выглядел моложе. И творчество его считалось молодёжным, очень современным. Впечатление обманчиво. Его картины сходу понимают только дети до семи лет, непосвящённым взрослым надо объяснять. Символический, прямоугольный контур человека он увидел когда-то на древней могильной плите, с тех пор повторяет его в своих работах. Глаз — символ присутствия Божьего — смотрит со многих полотен. Иногда глаз написан в человеческом контуре, посередине, в районе сердца. В небе живёт рыба — знак первых христиан. Названия его работ: «Когда мне было шесть месяцев, соседней девочке подарили велосипед», «Был маленький, но поймал большую рыбу», «Девочка пускает кораблики». Сценки повседневности в картинах Бориса становятся иконографией, обычная человеческая жизнь превращается в освящённое предание. Проку ему от нашей галереи было мало. Картины Бориса, как по тем временам, стоили нереально дорого. Основной доход ему, кажется, приносили продажи в какой-то немецкой галерее. Мы же за год не продали ни одной работы. Зато много общались. Однажды Борис принёс альбом с репродукциями миниатюр Эчмиадзинского евангелия. Было ощущение, что их автор — ранний Борис. — И пошли сыны Израилевы среди моря по суше, — объявлял художник. — Вот смотри, как море расступается, какое решение — тоннель. А в другом месте — стены морские, на другой миниатюре, я тебе потом принесу. Я тогда понял, что древние художники писали миниатюры для тех, кто не умеет читать. Армянский акцент придавал словам подсветку: речь как бы переливалась красками его же картин, каждое слово обретало цвет: синее, красное, жёлтое, зелёное. Чёрных слов не было. Всё в Борисе имело как бы двойной смысл: рассеянность была скрытой расчётливостью, за современностью пряталась древность, открытость оборачивалась тайной. Я пытался быть чем-то ему полезен, помог однажды с переездом из одной мастерской в другую. Помню, в моих руках рассыпалась связка книг: Бердяев, Франк, Флоренский. Я взял почитать ту, что попроще — сборник проповедей Антония Сурожского. Мне нравилась атмосфера мастерской: кофе не переводилось, разрешалось курить. Картины, загрунтованные холсты, расплющенные тюбики с краской тоже нравились. Смущал только автопортрет. Мрачный, тяжело задумавшийся, постаревший. Вроде как тень пала на мастера. — Ты зачем над собой так поиздевался? После церкви мы зашли к Борису домой, пили кофе, курили. Борис рассуждал о молитвах и просьбах. Богословскую суть его речи я упустил, но концовку запомнил: Борис вынул из кармана бумажник. В этот момент в комнату вошла его дочь Лусинэ, студентка художественного института. Вежливо поздоровалась, улыбнулась и что-то шепнула папе на ухо. Я чувствовал, как краснею. Быстро спрятал деньги в карман. Когда девушка вышла из комнаты, Борис строго произнёс: — И не переживай. Когда сможешь — вернёшь. У меня, Димджан, принцип: я всегда одалживаю такую сумму, с которой могу расстаться. Сложно вспомнить момент, когда наше общение оборвалось. За двадцать лет до меня долетали кое-какие сведения о нём. С опозданием узнал, что в 2004 году в Крыму погибла Лусинэ, единственный у них с Ириной ребёнок. Думал: позвонить — не позвонить. Не позвонил: не знал, что сказать. Оправдывал себя тем, что нет его номера, что звонить уже поздно, что этот звонок будет мучителен для него. Слышал о том, что Международный биографический центр Кембриджа включил его в число 2000 выдающихся художников и дизайнеров ХХ века, — порадовался. Совсем недавно, в конце ноября прошлого года, в Киево-Могилянской академии прошла его выставка «одной картины». В последние дни имя Бориса Егиазаряна несколько раз мелькнуло в прессе в связи с гибелью Сергея Нигояна. Его телефонный номер отыскался быстро. Осталось сделать звонок. Когда мы виделись в последний раз, о чём говорили? Кажется, я рассуждал о несправедливости человеческой жизни: мол, куда твой Бог смотрит. Борис посоветовал прочесть книгу Иова. Братство. Борис Егиазарян (справа) сказал Сергею Нигояну: «Будешь мне младшим братом» Из палатки в палату. После похорон Сергея Нигояна художник заболел. Встреча «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». (Книга Иова 1,1) А потом вручил Бог Иова в руки сатане, чтобы испытать его. Дверь открывает укутанный в одеяло Борис. Это особенный Борис — с портрета Матвея Вайсберга: тень лежит на лице мастера. Обнимаемся. На высокой старой тумбе икона. На мольберте незаконченный холст — дом, над которым плывёт рыба. Краски на картине засохли — к ней Борис, похоже, давно не прикасался. Центр его жизни сместился к дивану и журнальному столику. Там калорифер, клокочущий кипятильник, банка с растворимым кофе. Садимся за стол. Борис разместился на диване под портретом: Лусинэ с закрытыми глазами. В ноги мне что-то упирается, какой-то сосуд. Разливаем коньяк. Хватаюсь за соломинку. На коленях появляется ноутбук, читаю. В колонке Борис негодует по поводу излишней дипломатичности Запада, хотел бы в знак протеста завесить льняным полотном свою картину, выставленную в музее госдепа США. Обличает предательство, призывает к единству. Умный, логичный, образный текст. В какой-то момент забываю, что в гостях, во мне просыпается редактор. Вижу: концовка провисает, вслух зачитываю: «Изобретение колеса, или Доброе утро, господин художник!» Ссора «Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный». (Книга Иова 12,4) По третьему кругу Борис объясняет, что слабость в разъединённости. Утверждает, что предчувствовал начало боя на Грушевского: — Когда толпа кричала: «Лидера! Лидера!», я всё понял: провокации будут, они начались. Ты не знаешь, зачем им был нужен лидер? Сейчас что, выборы? Чтобы поссорить? Мне казалось, они кричат: «Царя, царя!» А знаешь зачем? Чтобы потом вопить: «Распни его! Распни!» Окно оказалось закрыто. Бориса знобит. Он натягивает на голову одеяло — белый капюшон закрывает лицо. Я уже не вижу его глаз: — Нам навязали эту войну. Бой принят. Если будут танки… Танки — не самое страшное. — Борис вдруг сосредотачивается, голос становится спокойнее. — Танк очень уязвимый. Бросаешь вовремя, точно лом в гусеницу, в дырочку, гусеница выпадает, и он, как дурак, крутится. Надо будет, я научу. — А когда маленькую дырочку закрываешь, он вообще тупой. Мы на два фронта стояли — защищали Карабах и шли против советских танков. Апокалипсический сценарий прерывает телефонный звонок. Борис сбрасывает одеяло, встаёт, хотя видно, что ему это тяжело, разводит руки в стороны, превращаясь в распятие, и охрипшим голосом поёт на армянском. Когда он заканчивает, я спрашиваю: Художник выбирается из-за стола и начинает ходить по мастерской. Пытаюсь пожать ему руку, рука холодная — признак поднимающейся температуры. Он её отдёргивает. На Майдане. Здесь Борису (на фото справа) теплее, чем в неотапливаемой мастерской Примирение «Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя». (Книга Иова 30,18) Прошло три дня. Думал: позвонить — не позвонить. Не позвонил: не знал, что сказать. Оправдывал себя тем, что этот разговор будет мучителен для него, да и поздно. Идея очерка о художнике накрылась. Звонок раздался под вечер: — Димджан, дорогой, прости. Улица — метро — больница. Останавливаюсь перед белым алтарём многостворчатых дверей, ставлю на одиноко припаркованную каталку пакет с мандаринами, читаю табличку: «Вход в верхней одежде, без белых халатов и бахил строго запрещён». Я не знаю, где люди находят бахилы. Вокруг — никого. Осторожно приоткрываю дверь, крадусь. Борис в палате один. — Димджан, зачем, у меня всего полно, — Борис заглядывает в пакет, поднимает глаза. — Сигареты есть? Ходить он может, но медленно. Спускаемся на крыльцо. Борис стоит, привалившись плечом к колонне, курит. Слово за слово – вновь говорим о Майдане. Вернее, о Майданах: украинском и армянском. В 2008-м, во время президентской избирательной компании в Ереване начались протесты против фальсификаций. В четыре часа утра спецназ зачистил «армянский Майдан». Я вижу, что Борис измотан — говорит медленно, не останавливаясь, словно чувствуя внутреннюю необходимость донести главное: — В Ереване были российские генералы. Сегодня здесь российских генералов нет, но почерк... Ты хочешь знать, что было потом? Армения – авторитарная страна, вступила в Таможенный союз. «Когда мне было шесть месяцев, соседней девочке подарили велосипед» «Ноев ковчег» Будет весна «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде». (Книга Иова 42,10) Картина Бориса, выставлявшаяся недавно в Киево-Могилянской академии, называется: «Изобретение колеса, или Доброе утро, господин художник». Написана в типичной для Бориса манере — по-весеннему радостно, с гранатами и небесной рыбой. Но сейчас для Бориса во всех отношениях зима. Как в стихах Юрия Левитанского: «Что происходит на свете?— А просто зима». Борис предчувствует весну, ждёт Пасху. Между бесконечными разговорами о Майдане он всё же встречается с арт-менеджерами, планирует выставку, один раз даже подходил к холсту и сделал на нём два мазка большим пальцем правой руки. Но время вернуться к работе ещё не пришло. «Что же из этого следует?— Следует жить…» «Портрет дочки Лусинэ» До лучших времен. Для Бориса сейчас во всех отношениях зима В первый же солнечный день весны, с утра пораньше, придётся ему позвонить и сказать: «Доброе утро, господин художник». Он будет ворчать — встаёт поздно. Потом сварит кофе. Весь день будет ходить задумчивый. К вечеру подойдёт к мольберту и начнёт создавать мир заново. Дмитрий Фионик, Фокус Информационное агентство «www.blogofdream.ru» Украина - www.blogofdream.ru |