Какое будущее у онлайн-ТВ в Украине
Украинское онлайн-ТВ не состоялось бы без Майдана. Но даже после того как столичная жизнь вернётся в прежнее русло, интернет-каналы надеются составить серьёзную конкуренцию традиционному телевидению, в том числе на рынке рекламы Трагическим вечером 18 февраля после возобновления боёв в правительственном квартале в домах 480 тыс. украинцев пропала картинка 5-го телеканала, транслировавшего события в прямом эфире. Телеведущие заявили, что их сигнал отключили в кабельных и аналоговых сетях. В доле. По словам главного редактора Еспресо ТВ Вадима Денисенко, для успеха информационного канала достаточно доли аудитории в 1% Еспресо разместилось в подвале дома, где живёт его основатель. «Летом прошлого года я выкупил подвальные помещения, чтобы минимизировать затраты на открытие телепроекта», — говорит Княжицкий, по словам которого на канале действует жёсткий режим экономии. Но «минимизация» — последнее слово, которое приходит на ум после того, как Княжицкий озвучивает сумму расходов: около $2 млн в год. Бизнесмен уверяет, что для проекта, где работает примерно 100 человек и который представляет собой не только онлайн-ТВ, но и новостной сайт, это немного. С его слов, годовой бюджет одного из конкурентов Еспресо — канала «112-Украина», принадлежащего советнику предправления банка «Рыночные технологии» Андрею Подщипкову, составляет $12 млн. Правда, 112-й канал транслируется в кабельных сетях, а это дополнительная статья расходов. Интернет-телевидение можно сделать даже «на коленке», без миллионных затрат на аппаратуру и профессиональных журналистов. По словам репортёра Гром-ТВ Дмитрия Филимонова, достаточно купить видеокамеру, роутер, найти помещение (в общей сложности расходы составят пару тысяч долларов) — и можно начинать прямую трансляцию. Филимонов говорит, что Гром-ТВ, как и Громадське, создано на пожертвования зрителей. Общую сумму, собранную каналом с начала работы, руководство Гром-ТВ не раскрывает. Пока показатели довольно скромные: 2,2 млн просмотров с июля 2013-го против более чем 23 млн просмотров у Громадського всего за три месяца. Вернуть инвестиции Денег, собранных Громадським, хватит примерно на восемь месяцев. Что дальше? Канал, конечно, будет собирать пожертвования, но параллельно запустит баннерную рекламу на сайте и видеорекламу, предваряющую онлайн-трансляции, отвечает Марьяна Почтарь. На публикации видео в YouTube Громадському пока удалось заработать только $6,5 тыс. «Если контент актуальный, каковым, например, были видеопотоки с мест уличных сражений, в месяц можно зарабатывать 1–2 тысячи долларов», — говорит Филимонов. Вопросом возврата инвестиций озабочен и Княжицкий. «В отличие от владельцев крупных телеканалов, меня не интересует политическое влияние, — уверяет он. — Главное — выйти на самоокупаемость». Инвестор уже знает, как вернёт $2 млн, потраченные на проект: за счёт рекламы. Он убеждён, что к концу 2014-го канал выйдет в ноль, причём без присутствия в кабельных сетях. По словам Княжицкого, на прямой трансляции боёв с ул. Грушевского его канал заработал около $8 тыс. Сумму других доходов Княжицкий не раскрывает. Руслан Кухарчук уверен, что место крупных центральных телеканалов онлайн-ТВ никогда не займёт. «При размещении рекламы транснациональные корпорации ориентируются на показатели просмотров крупнейших телеканалов», — говорит он. Привлечь аудиторию численностью в несколько миллионов человек украинским онлайн-каналам не удастся, категоричен эксперт. Тем не менее шанс выйти на окупаемость у онлайн-каналов есть. Главред Еспресо ТВ Вадим Денисенко считает, что в перспективе года-полутора качественные информационные интернет-каналы отберут аудиторию у аналогичных телепроектов с аудиторией около 1% (к примеру, у 5-го и 24-го каналов). А 300–400 тыс. зрителей достаточно для того, чтобы онлайн-проекты были прибыльными. Оптимистично оценивают перспективы онлайн-ТВ и во Всеукраинской рекламной коалиции. Там прогнозируют рост рынка видеорекламы в интернете вдвое, до 300 млн грн в 2014 году. 40% этой суммы (120 млн грн) придётся на рекламу, предваряющую прямые трансляции интернет-каналов. Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь. Правда, какая доля рекламного пирога достанется новичкам, сказать сложно, поскольку онлайн-трансляция хотя бы части контента есть практически у каждого классического телеканала. А поскольку Майдан, похоже, закончился, Громадському, Еспресо и многим другим онлайн-каналам придётся искать новые темы. Но Княжицкого это не пугает. Сейчас журналисты его канала и других онлайн-проектов работают в Крыму и на востоке Украины. Тем для сюжетов хватает, поскольку становление гражданского общества в Украине — долгий процесс. Максим Бутченко, Фокус Информационное агентство «www.blogofdream.ru» Украина - www.blogofdream.ru |