» » » Кактус, таблетки и древо жизни

Кактус, таблетки и древо жизни

15-07-2017, 17:21

Наркотические секты в США
Кактус, таблетки и древо жизни

Соединенные Штаты известны как страна, где религиозная свобода — это один из базовых принципов государственного устройства. Первая поправка к конституции гарантирует равные права не только всем религиям, но и их многочисленным ответвлениям, а также крайне экстравагантным сектам и секточкам. Но есть один вид религиозных сообществ, который неизменно ставит американскую систему правосудия в тупик — так называемые наркотические церкви, использующие в своих ритуалах психоактивные вещества. Тут право на свободу вероисповедания входит в противоречие с антинаркотическим законодательством. Чаще всего американские власти предпочитают закрывать на деятельность этих церквей глаза, если она не выходит совсем уж за рамки допустимого.


В целом эти секты можно разделить на три ветви — пейотные, психоделические и каннабисные, и у каждой свои особенности.


Волшебный кактус

С пейотом (он же мескалино или лофофора Уильямса) читатель, возможно, знаком благодаря книгам Карлоса Кастанеды. Индейцы выращивали пейот и использовали его в своих обрядах задолго до испанской колонизации. Христианство они воспринимали, как правило, творчески, создавая странные синкретические культы, христианские по форме и пейотные по содержанию. В 1620 году употребление и выращивание пейота запретили, но искоренить традицию не удалось. Пейот благополучно пережил века гонений, и в начале XX века в Оклахоме возникла первая пейотная церковь.


Кактус, таблетки и древо жизни

Пейот

Старейшая из существующих на данный момент сект, исповедующих пейотизм — Церковь коренных американцев (Native American Church, NAC), — была основана в 1944 году. Долгое время ее адепты употребляли пейот нелегально, но в 1978 году американские власти в рамках кампании по борьбе за права коренного населения Соединенных Штатов приняли закон о свободе исповедания традиционных индейских культов. С тех пор адепты NAC употребляют пейот совершенно открыто, единственное требование — каждый прихожанин должен иметь в своих жилах минимум четверть индейской крови. Церковь открыла подразделения («очаги») во множестве штатов на юго-западе США, но практикуются также службы в передвижных типи — так называемые «дорожные встречи», проводимые бродячими проповедниками. Религия представляет собой причудливую смесь индейских верований и христианства.


Альтернативой Церкви коренных американцев выступает Церковь пейотного пути Господня, основанная в Аризоне в 1978 году. В отличие от конкурентов, она полностью игнорирует расовую и национальную принадлежность прихожан, активно занимаясь прозелитизмом среди представителей других религий — христианства, индуизма, мусульманства и неоязыческих культов. Духовенство секты не употребляет фастфуд и мясо, не пьет алкоголь и не курит табак. Телевизор в секте считается инструментом дьявола. Вместо «дорожных встреч» адепты Церкви пейотного пути практикуют «странствия духа» — одиночную пейотную медитацию в пустыне после 24-часового голодания. Стоимость этого удовольствия относительно скромная — 200 долларов для посетителей, 150 — для членов секты.


Есть и группы помельче — такие, как вымирающая Церковь пробуждения. Ее создали в конце 50-х в Нью-Мехико белые американцы среднего возраста, всерьез интересующиеся индейской мистикой. В 1967 году церковь официально запросила разрешения употреблять пейот и синтетический мескалин. Хотя американские власти и считали, что Церковь пробуждения не представляет никакой опасности, ей отказали в регистрации, не желая создавать прецедент.


Кактус, таблетки и древо жизни

Ворота к Церкви пейотного пути Господня
Психоделичненько

Если у пейотских церквей многовековая история, то психоделические возникли сравнительно недавно. Они обязаны своим рождением всплеску интереса к ЛСД, поразившему американскую молодежь в 1960-х годах. Самые знаменитые психоделические секты возникли в огромном особняке биржевого маклера Билли Хичкока в Миллбруке в Нью-Йорке. Здание с 64 комнатами миллионер предоставил в пользование всем, кто экспериментировал с психоделиками, пытаясь расширить сознание и найти путь в иные миры.


Известнейший из этих экспериментаторов, Тимоти Лири, основал в Миллбруке Лигу Духовных открытий (League for Spiritual Discovery, или сокращенно LSD) — секту, в которой ЛСД использовался в качестве святых даров. Девизом новой церкви, а позже и всего ЛСД-движения, стало «Включись, настройся, выпади!» (Turn on, tune in, drop out!). Как потом признавался сам Лири, ему просто нравились наркотики, и под видом церкви он пытался их легализовать. В 1967 году Лири даже написал книгу «Создай собственную религию».


Из Миллбрука же вышла и одна из самых известных и старейшая изо всех действующих ныне психоделических церквей — Неоамериканская (она же «Изначальная Клептонианская церковь»). В деятельности этой секты градус безумия достиг невиданных высот. Логотип церкви — изображение трехглазой жабы, а информационный бюллетень получил наименование «Пост божественной жабы». В ритуалах используются ЛСД и другие психоделики, но не брезгуют неоамериканцы и пейотом. На сайте церкви излагаются ревизионистские теории, отрицается холокост и утверждается, что на самом деле за массовые убийства в ходе Второй мировой войны несут ответственность американские войска. К евреям неоамериканцы вообще неравнодушны: они полагают, что «паразитирующие еврейские космополиты захватили контроль над американскими СМИ и заменили настоящую американскую культуру развратной и коррумпированной чуждой псевдокультурой собственного изобретения».


Психоделические церкви отличались удивительным разнообразием. К примеру, члены Собачьей общины употребляли только упавшие на землю фрукты и боролись за права животных; адепты индуистской секты «Шивалила» практиковали «психоделический тантризм»; члены Церкви древа жизни поддерживали новобранцев, отказывавшихся ехать во Вьетнам, и рассылали наркотики по почте; а сторонники Религии наркотиков планировали при помощи психоделиков изменить общество и осуществить мирную марксистскую революцию.


Кактус, таблетки и древо жизни

Лидер Неоамериканской церкви Бу-Ху Артур Клепс (1975 год)

Некоторые церкви действуют только в онлайне. Самая известная из них — Первая Международная церковь Сальвия Дивинорум, борющаяся за легализацию растения Salvia divinorum, он же шалфей предсказателей. Секта пытается добиться, чтобы шалфей признали необходимым компонентом для религиозных церемоний на тот случай, если его запретят на территории всех США (сейчас его употребление запрещено в нескольких штатах).


Церковь гностического луминизма, дабы сохранить Землю в чистоте, предлагает выстреливать токсичные отходы на солнце, вредные производства перевести в космос, а на Луне и в поясе астероидов организовать добычу полезных ископаемых. При таинствах адептам рекомендуется использовать широчайший спектр психоактивных веществ, включая мескалин, псилоцибин, ЛСД, коноплю, айяуаску и многие другие.


В прежние годы многие психоделические секты действовали под эгидой Универсальной церкви жизни — религиозного движения, охотно предоставляющего священный сан любому желающему, чтобы он сам решал, в какой именно религиозно-философской системе осуществлять свое служение. Позже, когда наркосектами всерьез заинтересовались полиция и ФБР, их члены решили не облегчать работу копам и ушли в подполье. Как правило, малые секты исповедуют психоделические культы, неошаманизм и азиатский мистицизм, включая ЛСД-йогу.


Древо жизни

Если пейотисты искали в поедании грибов древнюю мудрость, а психоделики — выход за рамки обыденности, то адепты церквей, предпочитающих каннабис (зачастую именуемый ими «Древом жизни») решительно ринулись во все тяжкие, отдав должное гедонизму.


Кактус, таблетки и древо жизни

Праздник марихуаны в Центральном парке Нью-Йорка

Одна из первых каннабисных церквей — Братство Шивы, основанное в рамках Неоамериканской церкви Уилбуром Минзи после поездки в Индию. Три года, с 1968 по 1971, он каждое воскресное утро собирал своих поклонников в парке «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Ритуалы включали пение, танцы, чтение мантр, молитвы, а также употребление каннабиса, ЛСД и вина. Всего Минзи успел провести более 150 церемоний, после чего загремел в тюрьму.


Другие основатели каннабисных церквей искали вдохновения в европейской античности. Так, в 1969 году Джефферсон Поланд создал Психоделическую церковь Венеры — или, сокращенно, ПсайВен (PsyVen), «пантеистическую природную религию, исповедующую гуманистический гедонизм и религиозный поиск удовольствий через секс и марихуану». Девиз церкви — Fucking, sucking and cannabis. В Сан-Франциско церковь регулярно устраивала оргии, органично сочетая религиозные службы с использованием каннабиса и групповой секс. Прихожане практиковали как традиционные, так и гомосексуальные связи. Членство в церкви стоило всего пять долларов, и новые прихожане за эти деньги получали вдобавок и два косяка.


Материалы по теме
08:39 7 октября 2014

Кактус, таблетки и древо жизни


Курите на здоровье!
Продавцы лечебной марихуаны превращаются в важный фактор американской политики

Разумеется, не обошлось и без христианских сект. Скандальной известностью пользовалась Эфиопская сионская коптская церковь, обосновавшаяся в 1970-х годах в Майами во Флориде. Через нее с Ямайки в штат шли потоки каннабиса стоимостью в милллионы долларов. Секта объявила грехами контроль рождаемости, аборты, блуд, прелюбодеяние, оральный секс, мастурбацию, гомосексуализм, употребление алкоголя и тяжелых наркотиков. Местные власти пытались вытеснить секту в деревню, чтобы избавить горожан от шума, вызывающего поведения ее адептов и вида детей, курящих косяк за косяком. Церковь отказалась, терпение властей лопнуло, и отделение в Майами закрыли. Окончательно секта угасла только в 1990-е. Как позже признавались ее высшие иерархи, на самом деле люди просто хотели курить коноплю, а церковь создали в качестве прикрытия.


Запретить нельзя легализовать

Разумеется, этими сектами список не исчерпывается. Причем существуют они и за пределами США — в Европе, Африке и в Латинской Америке (особенно много в Бразилии).


Кактус, таблетки и древо жизни

Но именно в США вопрос наркосект встал с особой остротой. Право религиозных организаций использовать в своих ритуалах запрещенные препараты снова и снова обсуждают американские юристы, пытаясь нащупать грань между правом на свободу вероисповедания, гарантированным Первой поправкой, и запретом на распространение наркотиков. Пока все попытки сект легализовать наркотики для использования в обрядах оканчивались неудачей, за исключением принятия закона о свободе исповедания традиционных индейских культов.


С другой стороны, вопрос постепенно теряет актуальность. Для многих из тех, кто примкнул к психоделическим и каннабисным сектам, ритуалы были лишь хорошим прикрытием для того, чтобы наесться ЛСД или накуриться конопли в свое удовольствие. Но ЛСД утратил массовую популярность, а каннабис теперь открыто можно употреблять в некоторых государствах Европы и штатах США. Необходимость в религиозном прикрытии наркопотребления уходит в прошлое. Адепты же пейотных церквей, в отличие от любителей психоделиков и каннабиса, по-прежнему ищут тайного знания, но членство в этих сектах значительно легче контролировать, да и чужаков в традиционных культах принимают неохотно.



Алексей Куприянов

 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: