» » Лизинговая деятельность в Беларуси: новые правила вступили в силу

Лизинговая деятельность в Беларуси: новые правила вступили в силу

26-07-2016, 00:01

Лизинговая деятельность в Беларуси: новые правила вступили в силу

Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию анализ основных нововведений. Данная информация будет полезна не только лизинговым компаниям, но и лизингополучателям или тем, кто планирует ими стать.
Анализ изменений
Лизингодатели
Напомним, что согласно Указу лизингодателями могут выступать только юридические лица, включенные в реестр лизинговых организаций (далее – Реестр). Исключение сделано для:


юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии заключения не более трех договоров лизинга в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам лизинга, заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин;
иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
юридических лиц, имеющих право предоставлять имущество на условиях лизинга в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
банков.
Таким образом, индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность в весьма ограниченном по количеству сделок и стоимости предметов лизинга объеме.
Правила включения лизинговых организаций в Реестр
Единственным требованием, которое необходимо выполнить, чтобы быть включенным в Реестр, является формирование уставного фонда в размере не ниже суммы, эквивалентной 50 000 евро. Это требование не распространяется на лизинговые организации, которые осуществляли лизинговую деятельность по состоянию на 01.09.2014. На такие организации возлагается обязанность сформировать свои уставные фонды:
на 01.07.2015 – в размере не менее суммы, эквивалентной 25 000 евро;
на 01.07.2016 – в размере не менее суммы, эквивалентной 50 000 евро.
Кроме послаблений при включении в Реестр такие организации имеют право осуществлять лизинговую деятельность без включения в Реестр до 01.03.2015. Осуществление лизинговой деятельности без включения в Реестр освобождает таких лизингодателей от необходимости выполнения ряда требований, которые установлены только для лизинговых организаций, включенных в Реестр.
Ведение Реестра осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. Вопросы создания и ведения Реестра регулируются Инструкцией о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2014 № 423 (далее – Инструкция № 423), которая вступила в силу 1 сентября 2014 г.
Для включения в Реестр лизинговая организация представляет следующие документы:
заявление о включении в Реестр (в двух экземплярах по форме, утвержденной тем же постановлением, что и Инструкция № 423);
копию устава;
копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда в требуемом размере.
Документы могут быть поданы в Нацбанк представителем лизинговой организации лично в ходе приема либо направлены по почте заказным письмом.
Нацбанк отказывает во включении в Реестр по следующим основаниям:
не выполнено требование о формировании уставного фонда;
представленные документы не соответствуют законодательству;
не истек срок, на который лизинговая организация была ранее исключена из Реестра.
Если оснований для отказа во включении в Реестр нет, Нацбанк включает организацию в Реестр и присваивает ей идентификационный код, являющийся уникальным пятисимвольным кодом, позволяющим идентифицировать данную организацию при представлении отчетности и иной информации в Нацбанк, и выдает свидетельство.
Указ предусматривает следующие основания для исключения из Реестра:
заявление самой лизинговой организации;
исключение лизинговой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), т.е. прекращение ее существования в результате ликвидации, банкротства или реорганизации в форме слияния или присоединения к другому юридическому лицу;
систематическое (2 и более раза в течение календарного года) неисполнение лизинговой организацией письменного предписания об устранении нарушений и (или) требования Нацбанка об отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей;
несоблюдение лизинговой организацией требования в отношении минимального размера уставного фонда.
Нацбанк вносит изменения в Реестр в следующих случаях:
при изменении сведений, указанных лизинговой организацией в заявлении о включении в Реестр;
при представлении лизинговой организацией заявления об исключении ее из Реестра;
при исключении юридического лица из ЕГР.
Предоставление отчетности и информации
На лизинговые организации, включенные в Реестр, возлагается обязанность по предоставлению отчетности и иной информации Нацбанку. Объем и порядок предоставления информации и отчетности определены Инструкцией об объеме и порядке раскрытия информации о лизинговой деятельности и финансовом состоянии лизинговых организаций, включенных в реестр лизинговых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2014 № 495 (Инструкция № 495).
Раскрытие информации об осуществляемой деятельности обеспечивается лизинговой организацией путем размещения в принадлежащих ей помещениях и на официальном сайте с обновлением ее не позднее 5 рабочих дней со дня изменения. Состав размещаемой информации установлен Инструкцией № 495. В него входят общие сведения об организации, сведения о включении ее в Реестр, контактные данные организации и ее филиалов, виды и условия осуществляемых в рамках лизинга сделок. Только на сайте (но не в помещениях) обязательно размещение:
устава организации,
годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности с аудиторским заключением (не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным),
годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО с аудиторским заключением (не позднее 31 июля года, следующего за отчетным);
информации о размере уставного и иных фондов.
Аудиторское заключение представляется, только если предусмотрено проведение обязательного аудита, а отчетность по МСФО представляется, если ее составление предусмотрено законодательством или решением самой организации.
Отдельных оснований для публикации отчетности (помимо предусмотренных законодательством) Нацбанк не ввел.
Информационное агентство «www.blogofdream.ru» - www.blogofdream.ru
 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: