16+

16-02-2017, 09:26

Пять новых фильмов, которые показали европейцам российскую молодежь
16+

Фильмы о подростках и юношах, как правило, занимают небольшой сегмент на медиарынке. Данное утверждение справедливо и для книг, и для некоторых других продуктов для молодежи. Эксперты объясняют это просто — несовершеннолетние менее платежеспособны, чем взрослые. Тем не менее на российском рынке кино в последние годы появляется больше подростковых картин. Именно они зачастую представляют Россию на международных кинофестивалях.


Одно из последних таких событий — Неделя российского кино — было успешно проведено в Берлине при поддержке министерства культуры компанией «Интерфест». В этом году фестиваль отметил десятилетие. У него есть свои традиции и публика, каждый год количество зрителей растет и залы неизменно заполняются на 100 процентов. На сеансах можно увидеть в равной степени как россиян, живущих в Германии, так и немцев, интересующихся российской культурой. Все они не спешат уйти, как только в кинозале загорается свет. Дискуссии после фильмов и возможность пообщаться с их создателями не менее интересуют публику, чем сами картины. По словам генерального продюсера Кинонедели Рената Давлетьярова, в городе, где проходит громкий и масштабный Берлинский кинофестиваль, таких результатов добиться непросто.


Из десятка фильмов программы этого года около половины иллюстрируют жизнь российской молодежи в тех или иных проявлениях. Молодые актеры, среди которых Павел Табаков и Александр Паль, предпочли сами представить ленты со своим участием, чтобы разъяснить берлинцам нюансы российской действительности.


Все фильмы, представленные в подборке, вышли относительно недавно — в конце лета или осенью этого года. Исключение составляет только картина «Пацаны» Рената Давлетьярова — она появится в прокате следующей весной.


«Звезда»

«Звезда» Анны Меликян впервые выехала за границу. В копилке картины пока только отечественные награды. В этом году на фестивале «Кинотавр» лента завоевала два приза — за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Северия Янушаускайте).


У фильмов, снятых на стыке комедии и трагедии или драмы, всегда больше шансов понравиться публике. В картине «Звезда» и драматические события, по большому счету, простые, и юмор не претендует на изысканность и утонченность, но если основной задачей создателей было что-либо развенчать, то это удалось. Лента с едким сарказмом обрисовывает мир московской элиты и шоу-бизнеса, задевает современное искусство и индустрию ночных развлечений, да и Москву показывает в неприглядном виде. На этом фоне действующие лица выглядят настолько настоящими, насколько возможно.


Главные роли исполнили Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте и Павел Табаков. Никого из них нельзя назвать «матерым» актером, даже 33-летнюю Северию, хотя она снялась в нескольких сериалах и короткометражках. Для 19-летнего сына Олега Павловича роль в «Звезде» стала дебютом на большом экране, а в копилке Далакишвили только одна полнометражная лента.


Именно Северия, сыгравшая в фильме жену российского чиновника и «злую мачеху», задает тон картине и двигает сюжет. По идее, мы должны были увидеть сдвиг в характере героини Тинатин, исполнившей роль юной провинциалки с многочисленными телесными недостатками, — от катастрофически кривых ног до не катастрофически плоской груди, — мечтающей о камерах и славе, но больше — о красоте. Однако ее персонаж изменился еще до событий фильма, и об этом зритель узнает только в самом финале. А на экране наблюдается эволюция «злой мачехи» — без резких скачков и нелогичностей, гармоничная и естественная. Табаков играет ловко и расторопно, но недостаток опыта местами сказывается.


«Пацаны»

Свою ленту «Пацаны» (по сценарию «Американки» 1997 года) режиссер Ренат Давлетьяров показал в Берлине и Париже. Действие картины происходит в 1970-х годах, и многие из европейских зрителей спрашивают — неужели действительно все было именно так? Массовые драки, праздничные застолья во дворе, мелкие кражи, мальчишеские подглядывания за женщинами в бане, «в СССР секса нет» и отработка поцелуев на помидорах? Но те, чья юность пришлась на это время, неизменно говорят, что да, так и было. Молодые люди в «Пацанах» агрессивны, воинственны, в любой момент готовы к мордобою, но они же, в лучших традициях советского кино, приходят друг другу на помощь, стоят горой за друзей и просто играют, как многие юноши во всякой стране в любое время.


Для Юрия Дейнекина, сыгравшего в «Пацанах» главную роль, это первая работа в большом кино. А вот в копилке у Дарьи Мельниковой уже немало фильмов и сериалов, самые известные из которых — «Папины дочки», «Стальная бабочка», «Рябиновый вальс» и «Гетеры майора Соколова». Но Даша в данном случае только помогает раскрытию мужских образов, органично отодвинув свою героиню на второй план.


«Класс коррекции»

В последние годы на экране появляется все больше молодых актрис (и актеров, но актрис особенно) с непрофессиональными, непоставленными, неотработанными голосами, дикцией или интонациями, но на слух их речь ложится даже лучше и воспринимается с интересом. В числе таких актрис можно назвать Дарью Мельникову («Стальная бабочка»), Ингрид Олеринскую («Неадекватные люди»), Тинатин Далакишвили («Звезда») и Марию Поезжаеву («Класс коррекции»).


Героиня Маши Поезжаевой — подросток-инвалид на домашнем обучении. Действие ленты начинается 1 сентября, в день, когда девушка впервые решила пойти в обычную школу несмотря на то, что учебное заведение, как и весь городок, в котором она живет, мало приспособлен для людей в инвалидных колясках.


Здесь мы видим молодых отщепенцев — коррекционный класс, каждый ученик которого нашел свой способ отделиться от общества и объединиться с себе подобными. Режиссер Иван И. Твердовский плавно ведет своих персонажей от добродетели и героизма к предательству и интригам на почве зависти и ревности. Не всегда действия этих юношей и девушек выглядят в фильме логичными и оправданными. Нередко они кажутся ненастоящими на фоне взрослых героев — родителей и учителей, плюсы и минусы характеров которых намеренно преувеличены. Но в целом история вышла правдоподобная.


Как в «Пацанах», в картине немало авантюрных сцен — к примеру, и в том, и в другом фильме одному из героев предлагают лечь на рельсы под проходящий поезд. Твердовский не стал акцентировать внимание на деталях быта, здесь европейские зрители могли пронаблюдать только российский менталитет, наложенный на универсальные подростковые переживания. К примеру, один из диалогов школьницы и ее друга с уборщицей ясно иллюстрирует этот факт: «Ты мне тут своей коляской полосы оставляешь на линолеуме! Ты, может, чехлы наденешь?» — «Чехлы? На коляску?!» Или другой эпизод: урок полового воспитания, на котором престарелая учительница показывает юношам, как надевать презерватив на эрегированный половой член — в качестве наглядного пособия использовался банан.


«Класс коррекции» успел побывать на фестивале в Карловых Варах (гран-при конкурса «К Востоку от Запада»), германских Берлине и Котбусе и французском Онфлере (гран-при Фестиваля российского кино).


«Испытание»

Картина Александра Котта от первой до последней минуты лишена диалогов, темп медленный, спокойный, поэтому и смотреть ее нужно в соответствующей тихой обстановке. Действие происходит в безлюдной пустынной степи, похожей на казахстанскую. В центре истории — маленькая девочка, живущая со своим отцом в небольшой хижине вдали от всего мира. Большую часть времени она занята заботами о доме и родителе, в перерывах изучая карту мира, читая книги и мечтая о другой жизни. Потеря отца и появление двух молодых юношей, в конце концов, позволяют ей начать движение к новому опыту, но препятствия, неожиданные для этой истории, поворачивают сюжет в ином направлении.


«Испытание» не вызывает сильных эмоций — легкая улыбка вместо смеха, легкая грусть вместо мощных переживаний. Это фильм для созерцания, не зря в нем отсутствует речь — ничто не должно отвлекать.


Лента получила в этом году главный приз фестиваля «Кинотавр». В Германии она была встречена тепло, хотя по стилистике скучновата. Образы всех героев универсальные, традиционные, в какой-то степени архетипические и коллективно-бессознательные. Во всяком случае, понятные.


«Все и сразу»

Режиссер Роман Каримов уже полюбился зрителю по картине «Неадекватные люди». В этом случае он решил поэкспериментировать и снять комедию черного юмора. Здесь можно увидеть представителей российской молодежи, которых предпочитают не показывать зарубежной публике, а именно — гопоту.


Двое типичных неудачников, Тима и Дэн, решив быстренько заработать крупную сумму денег, ввязываются в криминальную авантюру, которая быстро превращается в катастрофу со стрельбой, убийствами и погонями. Почти каждый герой — недалекий, если не сказать больше, и события с ними происходят откровенно глупые — в этом «Все и сразу» можно сравнить, к примеру, с «Американским пирогом» — только в переложении на Россию. Но юмор у Каримова все-таки тоньше, поэтому, несмотря на местами хромающий сюжет, фильм смотрится живо.


Герои словно вынырнули из 90-х, хотя в ленте это не обозначено — спортивки, треники, сленг, тачки. Обстановка соответствующая — старые пятиэтажки, советская мебель в квартирах. Линию черного юмора Каримов продержал до конца, поэтому и миловидная барышня, не моргнув глазом зарубившая топором матерого убийцу, и безобидный старичок-дворник, спокойно раздумывающий, как бы получше спрятать труп, выглядят вполне оправданно.



Айгуль Хабибуллина

 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: