Сатурн Петрович

7-12-2017, 13:10

Алек Эпштейн о Юрии Любимове и не только его Таганке
Сатурн Петрович

Юрий Любимов

За девять дней, которые прошли со дня смерти многолетнего художественного руководителя Театра на Таганке, о нем было сказано и написано столько панегириков, что впору задаться вопросом, соответствуют ли все они тому духу критического отношения к действительности, который прививал своим ученикам сам Юрий Петрович. Алек Эпштейн вспоминает Таганку: с Любимовым и без него.


Туда и обратно

Место Любимова в российской театральной истории XX века уже сравнивают с местом, занимаемым Солженицыным в истории литературной. Министр культуры и мэр Москвы уже объявили о готовности увековечить имя Ю.П. Любимова в названии одной из московских улиц. Ближайшая «свободная» к Театру на Таганке улица (носившая не соответствующее духу нынешнего времени название Большая Коммунистическая) была после смерти А.И. Солженицына переименована в его честь, и теперь властям нужно внимательно изучать карту столицы, чтобы подыскать, что именно можно переименовать; улице, носившей странное название Малой Коммунистической, уже успели дать имя другого великого режиссера — К.С. Станиславского, и, очевидно, таковой она и останется.


Материалы по теме
15:13 5 октября 2014

Сатурн Петрович


[/i]
[/i]
Век Любимова
На 98-м году жизни скончался режиссер Юрий Любимов

Удивительным образом символом диссидентства и противостояния режиму оказался человек, еще в эпоху культа личности получивший Сталинскую премию, при Хрущеве — звание Заслуженного артиста РСФСР, при Брежневе — орден Трудового Красного Знамени, при Ельцине — звание Народного артиста, государственную премию и первый из своих трех орденов «За заслуги перед Отечеством»; два последующих он получил уже при Путине. Повсеместно отмечается, что Любимов был ветераном войны; куда реже уточняется, что всю войну он прослужил в Ансамбле песни и пляски НКВД, где выступал в качестве артиста и конферансье. Если история жизни Любимова и может служить примером, то не противостояния режиму, а как раз таланта взаимодействия с ним.


Часто напоминают, что три поставленных Любимовым в Театре на Таганке спектакля были запрещены: «Живой» Бориса Можаева в 1968 году, поэтическое представление памяти Владимира Высоцкого в 1981-м и пушкинский «Борис Годунов» в 1982 году (эти спектакли были им восстановлены и представлены публике в конце 1980-х); куда реже говорится о том, что запрещены были 3 спектакля из 31: 28 премьер Юрий Петрович в своем театре за 19 лет руководства им выпустил. Трудно сказать, знал ли Ю.П. Любимов, отправляясь в Англию в 1983 году для постановки «Преступления и наказания», что уезжает в эмиграцию: примеры крупных деятелей культуры, выехавших из Советского Союза и не получивших возможности вернуться, стояли перед глазами, начиная от Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Любимов уехал одним из последних, менее чем за два года до прихода к власти Горбачева. Как следствие, и эмиграция его оказалась сравнительно короткой: уже в мае 1988 года он вновь был в Москве.


Сатурн Петрович

Юрий Любимов, 1993 год

Я хорошо помню, как в мае 1988-го на парковке у служебного входа на новую сцену Театра на Таганке группа артистов и сотрудников стояла с плакатом «Юрий Петрович, поверьте, незаменимые — есть. Воспитанные Вами мы». Любимов не являлся для этого театра и его актеров художественным руководителем и главным режиссером, хотя, конечно, до 1983 года был; он был для них эрзац-отцом. От Любимова в мае 1988 года ждали чего угодно, но не того, что он уедет на Запад обратно. Слова про контракты и неустойки уместны в деловых отношениях, но плохо мыслимы в отношениях семейных. Театр на Таганке ждал возвращения вынужденно блудного отца, а увидел возвращение кризисного менеджера, как ни в чем не бывало приступившего к работе над возобновлением запрещенных спектаклей, как будто и не было пяти лет разлуки.


Таганская голгофа Анатолия Эфроса

За эти пять лет в Театре на Таганке произошла одна из самых трагичных страниц российской театральной истории: Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос, назначенный на Таганку главным режиссером, был в прямом смысле слова доведен труппой до инфаркта и до могилы. Эфрос отнюдь не был для этого театра и для самого Любимова «чужаком»: напомню, что в 1975 году он поставил в этом театре изумительный спектакль «Вишневый сад», в котором главные роли исполнили Владимир Высоцкий и Алла Демидова (мне этот спектакль довелось увидеть уже после смерти Высоцкого, когда роль Лопахина исполнял другой актер), а в 1973-м выпустил телеспектакль на основе книги о Мольере Михаила Булгакова, роль Мольера в котором сыграл не кто иной, как Юрий Любимов.


Сатурн Петрович

Анатолий Эфрос во время репетиции

Очевидно, что глубокий психологизм эфросовской режиссуры принципиально отличался от площадной эстетики любимовских спектаклей, основанных на традициях Мейерхольда и Брехта, однако именно это давало возможность труппе раскрыть новые грани своего потенциала под руководством одного из самых глубоких художников того времени, доказавшего свою творческую состоятельность десятками прекрасных спектаклей в Театре имени Ленинского комсомола и Театре на Малой Бронной. В конце концов, Театр на Таганке могли просто закрыть, как закрыла советская власть театры Мейерхольда, Михоэлса, Таирова и МХАТ Второй, где Юрий Петрович Любимов как раз начинал свой путь актера. Прекрасно понимая это, Любимов, однако, в данных им на Западе интервью обрушился на Эфроса с грубыми нападками, обвиняя того чуть ли не в коллаборационизме и захвате чужого театра — театра, из которого, вообще говоря, Юрий Петрович уехал сам, причем не в кандалах в Сибирь, а в Великобританию.


Эфрос поставил в 1984-1986 годах на Таганке пять спектаклей, а также восстановил «Вишневый сад». Ставил он литературу самого высокого качества: драму Светланы Алексиевич «У войны — не женское лицо» (в последнее время эту белорусскую писательницу каждый год номинируют на Нобелевскую премию), сатирическую повесть Бориса Можаева «Полтора квадратных метра» (в 1988 году она была экранизирована, и фильм назывался «Вам что, наша власть не нравится?!») того самого Бориса Можаева, инсценировка первой части романа которого «Мужики и бабы» сделана Ю.П. Любимовым в 1968 году и была запрещена, а также классические произведения Мольера, Горького и Теннеси Уильямса. Я видел почти все эти спектакли, и убежден и поныне, что никто в театре не имел причин стыдиться этих постановок; никаких пьес о Ленине и большевиках, которые ставили в то время столь почитаемые интеллигенцией «Современник» и Театр имени Вахтангова, Эфрос на Таганке не ставил никогда. Однако несколько ведущих актеров, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, в знак протеста против прихода Эфроса покинули Таганку, многие другие продолжали работать, подспудно ставя новому главному режиссеру палки в колеса.


Расколотый театр

Едва ли, покидая Таганку, которая не могла быть ничьей, кроме любимовской, Леонид Филатов мог в страшном сне предвидеть, что в 1993 году будет одним из ключевых фигур в расколе этого театра, в результате чего 36 артистов, включая его самого, с Ю.П. Любимовым разошлись навсегда. В этом году настолько пафосно отметили 50-летие первого любимовского спектакля на Таганке «Добрый человек из Сезуана», что как-то неловко напоминать, что и первая многолетняя исполнительница главной роли в этом спектакле, народная артистка РСФСР Зинаида Славина, также оказалась от Любимова по другую сторону баррикад. Творческая судьба театра «Содружество актеров Таганки» сложилась не очень успешно; его бессменный руководитель на протяжении более чем 20 лет Николай Губенко все эти годы больше депутатствовал (вначале два созыва в Госдуме РФ, а потом еще три в Мосгордуме), чем ставил спектакли. Театру нужен был полноценный главный режиссер, однако его так и не позвали, вследствие чего едва ли не большую часть вечеров на новой сцене Таганки играются антрепризные спектакли в жанре «И эту дуру я любил». Алла Демидова не примкнула к «раскольникам», но и в «стане» Любимова не осталась, в 1994 году покинув Театр на Таганке. В 1998-м последний раз вышел на сцену Таганки Вениамин Смехов, деликатно сформулировав свои отношения с театром следующим образом: «Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь, там лежит моя трудовая книжка. Это мой дом навсегда. Другое дело, что сегодня это не столько юридическое место моей работы, а сколько символическое, потому что я там "работаю" зрителем».


Сатурн Петрович

Сцена из спектакля «Добрый человек из Сезуана» по одноименной пьесе Бертольта Брехта. В роли музыканта — Борис Хмельницкий. Московский Театр на Таганке.

Юрий Петрович и верные ему артисты остались на старой сцене, где он с 1989 по 2001 год поставил еще 20 спектаклей. Любимов был не единственной иконой «демократов», в собственной вотчине которого никакой демократии не было и в помине: дело как в авторитарном стиле его отношений с актерами, так и в том, что практически все, что шло на сцене возглавляемого им театра, ставилось лично им. В результате, когда в 2011 году в театре вновь возникла конфликтная ситуация и теперь уже не актеры ушли от Любимова, а Любимов ушел от актеров, режиссера, который мог бы возглавить театр, на горизонте не было; несмотря на более чем почтенный возраст, смену Юрий Петрович готовил актерам, но никак не себе.


Театр без Любимова

Вопреки прогнозам, повсеместно и громогласно сделанным Юрием Петровичем, а также якобы «диагнозам», озвученным людьми, в Театре на Таганке вряд ли часто бывавшими, труппа оказалась способной не только к выживанию, но и к дальнейшему творческому развитию. Появились новые спектакли, среди которых выделялись «Король умирает» Эжена Ионеско, поставленный знаменитым польским режиссером Кшиштофом Занусси, где свою последнюю главную роль сыграл Валерий Золотухин; постановка пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», сделанная одним из лидером режиссерского цеха Москвы Владимиром Мирзоевым, и другие. Получили большие возможности к самовыражению и артисты, некоторые из которых попробовали себя в режиссуре; в частности, Игорь Пехович представил свое видение трагедии «Моцарт и Сальери». Вениамин Смехов, покинувший Таганку, отнятую у Любимова, в 2013 году вернулся на Таганку, брошенную Любимовым, чтобы сделать новый спектакль по поэзии Е.А. Евтушенко. Любимов вновь, как и в 1984 году, хотел доказать всем, что Театр на Таганке без него существовать не может и не сможет, но труппа, руководимая Валерием Золотухиным, а после его смерти — высокопрофессиональным директором Владимиром Флейшером, пришедшим из Центра Мейерхольда, в спектаклях разных режиссеров доказала, что, может быть, зря терялась в наименовании «любимовские актеры». Юрий Петрович на 95-м году жизни стал своим давно выросшим детям мстить, многократно объявив, что посвящает им первый спектакль, поставленный им после ухода с Таганки. Напомним, поставил он «Бесов».


Сатурн Петрович

Спектакль «Павшие и живые» в постановке Юрия Любимова в Театре на Таганке, 1965 год. Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов (слева направо).

В театре были те, кто ждали его третьего пришествия, и на Таганку не был назначен главный режиссер. Теперь, после ухода Юрия Петровича из жизни, он должен в театре появиться. Должен появиться у этого театра и свой беспристрастный историк. Важно не забывать, что руководителем актерского курса, составившего в 1964 году ядро труппы Театра на Таганке, был не Ю.П. Любимов, а видная актриса вахтанговского театра Анна Алексеевна Орочко (1898-1965), а сам Театр на Таганке существовал с 1946 года, причем первой премьерой на его сцене был спектакль по роману выдающегося писателя Василия Гроссмана «Народ бессмертен». Один из самых замечательных актеров Таганки Готлиб Михайлович Ронинсон (1916-1991) непрерывно работал в этом театре с 1946 года. Не был учеником Любимова и один из ведущих артистов Таганки Всеволод Соболев (сменивший Вениамина Смехова в роли Воланда в эпохальной постановке «Мастера и Маргариты»), окончивший Щепкинское училище и пришедший на Таганку еще до Любимова. Сегодня о возглавлявших Таганку в разное время Александре Константиновиче Плотникове (1903-1973) и Анатолии Васильевиче Эфросе (1925-1987) в театре не напоминает практически ничего, что никак нельзя признать справедливым. Кстати говоря, и сам В.Б. Смехов, хоть и учился в том же Щукинском училище, курс которого составил костяк Театра на Таганке, окончил его на три года раньше и был принят в Театр на Таганке все тем же А.К. Плотниковым в ноябре 1962 года. Другие вузы окончили и Валерий Золотухин (ГИТИС), и Владимир Высоцкий (Школу-студию МХАТ), и Николай Губенко (ВГИК). Естественно, многие годы совместной работы под руководством Любимова оказали огромное влияние на их творческий и жизненный путь, но говорить, что вот, дескать, взял Юрий Петрович свой курс, основал с ним театр и эти ученики стали как на подбор звездами, нельзя. И курс был не его, и театр уже существовал, и большинство звезд Таганки на этом курсе не учились.


Сатурн Петрович

Сцена из спектакля «Пугачев» в Театре на Таганке, 1967 год. В роли Хлопуши — Владимир Высоцкий.

В эпопее «Красное колесо» Солженицын приписал Жоржу Дантону знаменитые слова «Революция подобна Сатурну: она пожирает своих детей». Юрий Петрович Любимов был человеком, дважды готовым уничтожить театр, который десятки лет возглавлял, но оба раза жажда жизни оказалась, к счастью, сильнее тяги к уничтожению. Любимов на десятилетия пережил нескольких своих ведущих актеров, прежде всего Владимира Высоцкого и Леонида Филатова, но и без них, и без него Театр на Таганке продолжает радовать новыми спектаклями как москвичей, так и жителей городов, куда труппа приезжает на гастроли. Инкорпорирование в живую ткань Театра на Таганке новой команды так называемой Группы юбилейного года совсем не было простым, о недовольстве многих актеров неоднократно писали в печати, однако и этот конфликт был преодолен, и на старой сцене Театра на Таганке места хватило всем. Юрий Петрович ушел, но Театр на Таганке должен жить, храня уважительную память о его достижениях, но не затушевывая и не ретушируя глянцем прожитую Любимовым очень непростую жизнь.



Алек Д. Эпштейн
специально для «Ленты.ру»

 

Возможно заинтересует:
Интересное о разном: